📊 В Кыргызстане, по данным Нацстаткома, насчитывается 37 637 детей с инвалидностью до 18 лет. Из них 79,3% охвачены формальным образованием. Однако около 7 700 детей всё ещё находятся вне системы образования из-за административных, инфраструктурных и медицинских барьеров.
Эти данные озвучены на совещании, посвящённом инклюзивному образованию и обновлению молодежной политики. Мероприятие прошло при участии Министерства юстиции и Национального института стратегических инициатив (НИСИ) при президенте КР.
📌 Образовательная система страны охватывает более 1,5 млн учеников в 2 394 школах, из которых 29 728 — дети с инвалидностью.
Министр юстиции и директор НИСИ Аяз Баетов подчеркнул, что пришло время отказаться от устаревших и дискриминационных подходов и поставить в центр реформ интересы самого ребёнка, а не системы.
💡 Основные проблемы, озвученные на встрече:
Бюрократические барьеры;
Неэффективность процедур ПМПК (психолого-медико-педагогических консультаций), которые нередко ограничивают право детей на образование.
📌 Предложения, вынесенные на обсуждение:
адаптация образовательных стандартов с учётом инклюзивного подхода;
пересмотр нормативной базы ПМПК;
создание электронного реестра детей с особыми образовательными потребностями (ООП);
развитие межведомственного обмена данными;
ограничение приёма здоровых детей в спецсады;
поддержка частных организаций, реализующих инклюзивные практики;
устранение дублирующих функций между госорганами в сфере молодежной политики.
🗺 В завершение сформирована дорожная карта с конкретными предложениями, которая будет направлена на рассмотрение в профильные государственные органы.